|
О том, что языковые способности у женщин выше, чем у мужчин, учёные говорят давно. Однако с точки зрения биологии этот факт до сих пор обоснован не был. Исследователям из Северо-западного университета и Университета Хайфа удалось доказать, что часть мозга, отвечающая за языковую деятельность, у женщин более активна.
Кроме того, как утверждают учёные, языковые процессы девочек более абстрактны, по сравнению с мальчиками. Как считают специалисты, результаты проведённых исследований могут быть использованы в преподавательской практике, а также служить дополнительным аргументом в пользу раздельного обучения мальчиков и девочек.
Используя метод магнитно-резонансной томографии, учёные исследовали мозговую активность 31 мальчика и 31 девочки в возрасте от 9 до 15 лет при выполнении различных языковых заданий.
Эти задания были составлены с учётом визуальной и слуховой моделей восприятия. Детям либо показывали написанные слова без их звукового воспроизведения, либо слова произносили, но дети не могли видеть их визуального представления.
Таким образом, используя комплексную статистическую модель, учёные проследили отличия на основании возраста, половой принадлежности, типов лингвистических суждений испытуемых, точности выполнения заданий и способов представления слов (письменный или устный).
Как показали исследования, точность выполнения заданий у девочек зависела от того, насколько активной была часть мозга, отвечающая за абстрактное мышление. У мальчиков точность исполнения задания зависела от того, насколько активно работала зоны мозга, отвечающая за визуальное и слуховое восприятие (в зависимости от формы представления задания). Именно эта особенность восприятия, по мнению специалистов, должна учитываться преподавателями в своей практике.
Так, для мальчиков знания, полученные на лекциях, эффективнее проверять с помощью устных опросов, а знания, полученные при самостоятельном прочтении материала, следует проверять при помощи письменных тестов. Для девочек такое разграничение при проверке делать не обязательно.
Отличием мыслительных процессов можно объяснить также тот факт, что женщины при описаниях дают более развёрнутый контекст.
Спросите у женщины дорогу, и услышите что-то вроде «сверните налево на Мэйн Стрит, пройдите один квартал мимо аптеки и затем поверните направо, около цветочного магазина на углу, там ещё через дорогу кафе».
Такое описание годится для женщин, поскольку вся информация касается абстрактного описания места, где нужно повернуть; для мужчин достаточным может оказаться только один признак, а вся остальная информация наоборот может только сбить с толку.
|