Археологи обнаружили на затонувшем корабле «протоайпад» — деревянный артефакт, который использовался в качестве планшета. Он сочетал в себе весы и записную книжку. Примечательно, что этот предмет был привезен в Константинополь IX века из византийского форпоста в Крыму, находящегося на территории современного Севастополя.
Предмет, который выполнял функции планшета 1200 лет назад, обнаружили турецкие археологи при раскопках в историческом порту Константинополя. Этому событию посвящена заметка, опубликованная в турецкой газете Hürriyet Daily News.
По имеющейся информации, размер деревянного артефакта в длину составляет примерно 7 дюймов (17,5–18 см).
В этом отношении «протоайпад» не уступает современному. Однако средневековый планшет был гораздо толще нынешних. Сближает деревянную коробочку с айпадом и то, что она совмещала функции записной книжки и рабочего инструмента.
Планшет состоял из пяти отдельных панелей, покрытых воском. На них можно было делать записи: об этом свидетельствуют следы греческих слов, нацарапанных на покрытии. Нижняя же панель была выдвижной — в ней скрывалось что-то вроде примитивного приложения: там хранилось несколько тарелочек с грузами, что позволяло использовать планшет в качестве весов.
По мнению директора Центра морской археологии Стамбульского университета, руководителя раскопок Уфука Косабаша, с их помощью можно было оценить ценность какого-либо предмета, измерив содержание благородных металлов в сплаве или количество металла в рудном камне.
Чтобы богато декорированный планшет не развалился на части, его связывали кожаными ремешками, для чего на каждой панели было по две пары дырочек.
Не остался без внимания археологов и сам корабль, на котором была сделана находка.
По их словам, оснащенное самыми современными по рамкам IX века технологиями судно сохранилось на 60%. Предполагается, что в 2015 году оно будет полностью восстановлено и сможет вновь передвигаться по морю.
Всего на территории нынешнего стамбульского района Йеникапы , расположенного на европейском берегу пролива Босфор, археологи обнаружили 37 кораблей. В Средние века там был порт Феодосия — крупнейшая торговая гавань города. Город был построен при правившем в конце IV века императоре Восточной Римской империи Феодосии I. Этот порт просуществовал не менее 700 лет, однако затем бухта обмелела.
Раскопки под руководством Косабаша ведутся уже на протяжении десяти лет — они были начаты в 2004 году при подготовке строительства туннеля между Европой и Азией под Босфором.
Уникальность раскопок в том, что они ведутся на глубине 28 м ниже уровня моря, в самом проливе. Помимо различного рода артефактов, археологи наткнулись на останки различных животных, в том числе на скелеты лошадей, дельфинов, а также на черепашьи панцири. В целом ученые нашли 57 скелетов молодых лошадей, которых, как они предполагают, в Византии употребляли в пищу.
Это примечательно в свете того, что в Римской империи есть лошадей принято не было. Так что это вполне можно назвать византийским веянием, равно как и поедание черепах и дельфинов.
Сам корабль, на котором был найден «протоайпад», исследователи датируют IX веком нашей эры. В этот период Константинополь был одним из крупнейших торговых портов мира. Любопытно, что судно капитана-хипстера перевозило товары из крымских портов в фему Херсон, которая была византийским форпостом на стратегически важном Крымском полуострове.
Жители Крыма в это время продавали византийцам продукты сельского хозяйства — дешевое вино и пшеницу. Но Крым и Херсон были важны в первую очередь как перевалочные пункты.
Византийцы в то время были весьма заинтересованы в товарах, поступавших по знаменитому «пути из варяг в греки» с Русской равнины, — мехах, меде и воске, а также рабах.
В Херсоне их перегружали с речных кораблей, проходивших по низовьям Днепра и затем вдоль крымских берегов, на более мощные суда, способные выходить в открытое море. В Крым, а в частности в Пантикапей — нынешнюю Керчь, поступали товары из Хазарского каганата.
Возможно, капитан одного из таких судов, которые забирали товары из других крымских портов и перевозили их в метрополию, вынужденный торговать с иностранцами и записывать объемы взятых на борт товаров, и стал обладателем экстравагантного предмета, предвосхитившего гаджеты XXI века.