С такими заявлениями выступили глава Пентагона Чак Хейгел и председатель Объединенного комитета начальников штабов Мартин Демпси. И они не преувеличивают. О небывалой силе и жестокости «Исламского государства» мир знает не по наслышке. 1922 человека, в основном мирные граждане, убиты в Ираке в июне. 1,2 миллиона, по оценке ООН, стали беженцами с начала 2014 года из-за насилия.
19 августа боевики выпустили видео казни американского журналиста Джеймса Фоули и пригрозили убивать других. При этом у них в руках могут находиться еще 20 журналистов, местных и иностранных, которые в разное время пропали без вести в Сирии.
До недавнего времени самыми опасными террористами в мире считали «Аль-Каиду». Теперь говорят, что Бен Ладену и не снилось то, что делает «Исламское государство» - эта отколовшаяся от них группировка. Вот что отличает ее от всех других.
1. Принципиально новая и стабильная модель финансированияИменно в этом, как полагают эксперты, главная сила террористов ИГ. В их распоряжении наличные деньги и активы на сумму около 2 миллиардов долларов. Источники дохода: сбор податей, вымогательство, воровство, выкуп за похищенных людей, а также нефть и газ. Под контролем группировки - ресурсы в Сирии и на северо-западе Ирака, включая 5 месторождений нефти и крупнейший нефтеперерабатывающий завод этой страны. Они ежедневно могут приносить по 3 миллиона долларов. Кроме того, поступают взносы от частных доноров из богатых стран Персидского залива (не исключено, что даже от представителей руководства).
2. Поначалу в регионе даже приветствовали «Исламское государство»Это сейчас оно называется так, потому что действительно провозгласило на захваченных территориях «халифат», а раньше группировка название было длиннее - «Исламское государство Ирака и Леванта». Когда в 2013 году боевики заняли город Ракка на севере Сирии и установила там законы шариата, многие даже радовались «долгожданному порядку» на фоне гражданской войны и беззакония.
3. Террористы владеют территорией размером почти с ВеликобританиюВ Сирии под их контролем 42% территории: от города Манбидж на севере провинции Алеппо, через северо-восток провинции Ракка и провинцию Хасеке, далее через восточную «нефтяную» провинцию Дейр-эз-Зор до пограничного с Ираком города Абу-Кемаль.
В Ираке - 40% территории: суннитские районы на западе и севере, включая второй крупнейший город страны Мосул, а также стратегически важный Тикрит.
На этой карте черные точки и серая штриховка - это города и области, подконтрольные ИГ. Красным пунктиром обозначен район американских ударов. Зеленым - суннитские территории, розовым - курдские, желтым - шиитские, сиреневым - христианские.
4. «Исламское государство», возможно, насчитывает 60 тысяч боевиковВ Ираке у группировки может быть 8-10 тысяч человек, полагают большинство аналитиков. К тому же число сторонников растет соразмерно ее военным успехам. А в Сирии и вовсе 50 тысяч, в том числе 20 тысяч джихадистов из Европы, Чечни, Китая и стран Персидского залива, утверждает оппозиционная сирийским властям информационная группа «Сирийский центр мониторинга за соблюдением прав человека».
5. Группировка не способна на компромиссыЕсли постоянный приток денег - ее сила, то это свойство - самая большая слабость. Кроме суннитов, у нее нет сторонников в регионе и создавать альянсы она не намерена. Более того, быстрый подъем «Исламского государства» совершил невозможное: объединил против них ряд сил, которые раньше конфликтовали между собой. Например, правительство в Багдаде и руководство курдов. Или (что вообще кажется странным) Саудовскую Аравию, Иран и США.
6. «Исламское государство» не развалится без своего лидера
Сейчас группировкой (и «халифатом») руководит Абу Бакр аль-Багдади, но рано или поздно он может быть убит (его предшественник был убит американскими войсками). Однако это мало что изменит: просто появится новый руководитель. Хотя некоторые боевики (но немногие) могут после этого перейти в другие джихадистские группировки.
7. Террористы могут не опасаться вмешательства извнеСША заявили, что вмешаются, если будет угроза для их консульства в городе Эрбиль на севере Ирака, но наземное вторжение в любом случае исключают. То же с Саудовской Аравией. А Иран и ливанская «Хезболла» готовы вмешаться ради защиты шиитских святынь. Так что пока «Исламское государство» остается на суннитских территориях, никто не будет на них наступать.
Чего же тогда ждать от группировки в ближайшее время?
Как считают эксперты, столкнувшись с сопротивлением на юге Ирака и в восточных курдских районах, а также потеряв контроль над ливанским городом Арсал, она скорее всего, сосредоточится на консолидации власти на подконтрольных ей территориях.