Это и правда утопия. 30 гектаров живописной и ухоженной земли, нет решеток на окнах, зато есть отлично оборудованные кухни, всевозможные удобства и даже дружеские отношения между охранниками и заключенными.
Тюремные коридоры.
Сами камеры довольно просторные и комфортные и, похоже, мебель заказывают в IKEA. Решетки не ставят принципиально: у заключенных должен быть красивый вид из окна.
Это общая комната с большим телевизором и игровой приставкой Xbox.
На великолепно оборудованной кухне можно играть в дартс. Как видите, острые предметы здесь доступны, хотя в тюрьмах большинства стран они считаются потенциальным оружием.
Вилки свободно лежат в ящике, вешалки висят в шкафу - что уж говорить о всевозможных инструментах, которые тоже никто не прячет и не запирает на ключ.
В тюрьме есть магазин...
...и даже студия звукозаписи.
Если погода позволяет, можно поиграть в футбол во дворе.
А еще есть отличный спортзал.
Но всего этого недостаточно: руководство тюрьмы потратило 1 миллион долларов (!) на картины, фотографии и световые инсталляции, которые создают атмосферу тепла и уюта и вдохновляют заключенных на исправление.
Казнь в Норвегии отменена вот уже 35 лет, пожизненных приговоров не бывает (вспомните террориста Андерса Брейвика, убившего в 2011 году 77 человек - он получил 21 год, правда, с возможностью продления срока).
Особо опасных преступников в Норвегии содержат на острове Бастой недалеко от Осло. Опять же, здесь нет ни электрического забора, ни толп надзирателей, ни злых собак. Убийц, насильников и наркодилеров «перевоспитывают» в условиях мира и дружбы. Их только пересчитывают каждое утро и каждый вечер.
Вот в таких уютных коттеджах живут заключенные.
Мобильные телефоны здесь запрещены, но всегда можно позвонить из этих телефонных будок. А еще узники трижды в неделю вправе принимать посетителей, причем во время этих визитов им можно заниматься сексом.
Возникает вопрос: если в норвежских тюрьмах так здорово, то почему бы не стать рецидивистом и просто не покидать этих стен? Но здешняя исправительная система и правда работает: лишь 20% заключенных возвращаются в тюрьму в течение 2-х лет (в России и США - 40-60%). А на 100 тысяч жителей Норвегии приходится всего 70 осужденных преступников. В России - 469 (данные ICPS - Международного центра тюремных исследований).