Действие происходило в конце июля 2014 года, незадолго до того момента, как валюта резко подскочила вверх. И даже в то время поездка вышла очень и очень дорогой. Ни для кого не секрет, что цены в Норвегии – одни из самых высоких в Европе, и к этому нужно быть готовым. Дорогое топливо, дорогое проживание, дорогая еда… Именно здесь автостоп будет наиболее целесообразным. Норвегии было отведено 2 дня (больше,увы,не получалось, Троллтунгу пришлось оставить на следующий раз), и главными точками для визита стали фьорды Кьераг – тот самый, с камнем, застрявшим в ущелье, и Прекестулен, или же Кафедра проповедника .
Взяв машину в аэропорте города Сола, символический старт путешествию по Норвегии был дан.
В силу того, что в Норвегии полным полно озёр, путь до фьордов занимал приличное количество времени, которые можно и нужно сократить: в ключевых точках можно воспользоваться паромной переправой и сэкономить себе 2 часа драгоценного времени. По пути к первому фьорду – Кьераг – глаз радовали восхитительные пейзажи. Идеальное место для того, чтобы встретить старость
Природная идиллия. Дороги, кстати, отменного качества. Встречные машины поначалу замечены не были
Девственная, нетронутая природа. После Фарер такой ландшафт был непривычен для восприятия
Порой на дорогах было очень узко: здесь широко практикуется практика езды на доме на колесах – позволяет сэкономить деньги на ночлеге и в целом весьма практично.
Дорога плавно уходила вверх, температура воздуха неумолимо падала и приходило понимание того, что скоро будет остановка у фьорда, откуда возьмёт начало долгий изнурительный подъем.
Первой ошибкой стало то, что я не особо то и спешил на фьорды, любуясь местными красотами, и забыл посмотреть на время. А на часах уже было 16 00 – время, когда по-хорошему лучше уже спуститься, пока не стемнело. Искусственного освещения здесь нет, более того, прогнозировался сильнейший ливень. Я встал перед сложным выбором: бросить эту затею или же пойти на самый верх, невзирая на возможные трудности. В общем-то, Вы и сами уже поняли, что я выбрал :) Кстати, насчет парковки- хитрые норвежцы сделали так, что бесплатно припарковаться вблизи фьорда не получится-часто курсирует полиция, да и во многих местах нет карманов , поэтому единственным вариантом было припарковаться на платной парковке прямо у подножия горы.
Уже в самом начале подъёма можно окинуть взглядом долину. Где-то внизу будет городок Люсеботн, где я планировал заночевать. Кроме меня, наверх уже никто не поднимается. Нехорошо это, нехорошо.
У спускающегося мужика спросил, сколько по времени подниматься до камня. Ответ меня не утешил: 3 часа . Что ж, нужно было поторапливаться. Я ускорил темп.
Далее я встречал многочисленные группы спускающихся людей, все они были общительны и советовали мне вернуться, так как надвигалась буря. Но здесь было одно НО: это место давно было в списке моих желаний, и посетить его в другой день я бы уже не смог. Собрав волю в кулак, я продолжил шествие. Невесть откуда появилась скорость, маневренность и выносливость. Поскольку заблудиться при подъёме проще простого, о правильности пути говорили эти камешки, наложенные друг на друга:
Высота- 900 метров. Люсефьорд собственной персоной. Далее спускающихся людей я уже не встретил. Начало темнеть. Волнение и неуверенность зашелестились в моём подсознании. Может, ещё не поздно свернуть назад? Связь не ловила, и всякие нехорошие мысли приходили в голову.
Вскоре я совершил очень очень глупую ошибку: я попал в облако и долго шел вслепую, и в конце концов окончательно сбился с пути. Повсюду были лишь камни и скалы, указатели с камешками уже нигде не встречались. не знаю, что бы со мной было, если бы вдалеке я не увидел 3 цветных пятнышка – это оказались туристы, шедшие к вершине.
Подойдя к ним, я услышал русскую речь. Это были туристы из Санкт-Петербурга, которые тоже сбились с пути! Правдами и неправдами, сохраняя спокойствие, мы всё-таки вышли к каменному ориентиру и продолжили шествие. Вскоре нас ждал ещё один подъём! Прошло уже 2 часа, а путь ещё не закончен.
Иногда сквозь хмурые тучи пробивались лучи солнца, освещая долину. Зрелище поистине постапокалиптическое. Приходилось смотреть под ноги- во многих местах были провалы глубиной 15-20 метров. Не хотелось бы здесь оказаться, когда стемнеет..
А вскоре начался настоящий ад, где я понял, что совершил большущую ошибку, не взяв с собой водонепроницаемую одежду. Пошел сильнейший ливень, да такой, что я едва ли припомню аналогичный ливень по мощности за всю свою жизнь. К звукам природы прибавились и грозные раскаты грома, и ситуация из безобидной превратилась в опасную для жизни и здоровья – стало очень скользко и холодно. Вдалеке видим одинокую фигуру пожилого человека. Им оказался очень встревоженный голландец. На плохом английском он сказал нам, что заблудился и не может позвонить своей жене, которая ждёт его внизу. Это знакомство стало ключевым. Пообещав, что всё будет хорошо, через несколько минут мы наконец то видим нашу заветную цель – камень!!!
Только вместо живописного вида всё заволокло тучами-мы находились прямо в самом эпицентре стихии. И я просто не мог сделать такой кадр на память. Кстати, стоять на камне вовсе не страшно – он достаточно широкий и на нём достаточно место даже для того, чтобы с комфортом уместиться там вшестером! Или, быть может, мне было не страшно потому, что я не видел земли… Послание моим детям, чтобы никогда так не делали.
И вот, свежесобранная команда из 5 человек решает коллективно спускаться. Командная работы здесь была очень важна: в одиночку спускаться по очень скользким камням было очень и очень опасно, потому приходилось часто подстраховывать друг друга. Особенно тяжело приходилось голландцу Сикко – он часто делал передышки, извиняясь за свою физическую форму. Он-большой молодец, в свои 60 лет не побоялся и пошёл в одиночку к камню, хотя даже для меня путь туда показался достаточно сложным.
Фотография очень хорошо передает всю тяжесть вылазки: шквальный ветер, практически нулевая видимость, скользкие камни. Мой монопод очень хорошо трансформировался в трекинговую палку и очень часто выручал меня.
Кое-где были приделаны перила безопасности , которые здорово облегчили нам жизнь: порой без их помощи спуститься было невозможно. Пару раз нам пришлось проделывать сложные спасательные операции , когда я на руках спускался вниз (в силу высокого роста), нащупывал землю, и уже потом помогал слезать остальным, отчаянно упираясь в небольшие отверстия в скалах.
Стоит ли говорить, что с того момента, как мы увидели голландца, мы больше никого не встретили на своем пути?! К нашему счастью всё закончилось благополучно. Спустя 2 часа, когда уже совсем стемнело, мы выходим на финишную прямую, где на парковке уже почти не осталось машин. Вижу, как улыбается голландец Сикко, видя вдали темную фигуру, машущую рукой. Это моя жена -говорит он. Спустившись, они долго обнимались, а Сикко извинялся перед ней, что заставил её переживать. Глядя на это, я стал верить в настоящую, крепую любовь, которая может устоять перед любыми проблемами и сложностями. Впоследствии Моника, жена Сикко, сфотографировала нашу команду, ставшей сплоченной на весь период сложнейшего спуска. Я был мокрый с ног до головы, в то время я напоминал губку… В следующий раз буду брать трекинговые ботинки и непромокаемую одежду!
И тут я вспомнил, что из-за всей этой суматохи я не успел забронировать себе номер в Люсеботне, а время для чекина уже прошло. Я уже начал отчаиваться, когда Сикко предложил мне переночевать в его доме на колесах вместе с Моникой. Он был очень благодарен мне за помощь не вершине и решил отплатить той же монетой. Моей радости не было предела, сложно передать ту теплоту, наполнившей моё сердце, но эта пара- Моника и Сикко – заставила меня верить, что в этом мире ещё есть по-настоящему добрые и отзывчивые люди. В доме на колесах была еда, сушилка, кровать, радио, телевизор и многое другое. Мои вещи были поставлены в сушку, я переоделся в сухое белье и ещё долго беседовал с ними о жизни. Как здорово, что они оказались аполитичны и не стали вешать на меня ярлык плохого человека, который активно навешивается на русского человека в зарубежных СМИ. Утром я сердечно с ними попрощался и продолжил путь к Прекестулен-кафедре проповедника. К сожалению, из всех фотографий уцелела лишь эта.
Гигантский утёс Прекестулен (или же Кафедра Проповедника-такое название он получил из за формы) является одним из самых известных природных мест Норвегии. Путь к вершине был НАМНОГО легче, чем к Кьерагу, и хоть у меня после вчерашней вылазки болело всё тело, подъём дался без труда. Всего за полтора часа я оказался на вершине утёса.
Высота утёса- 604 метра, это выше смотровой площадки Бурж-Халифы в Дубае. Усредненное расстояние от парковки к вершине составляет 6 километров и изобилует подъёмами и спусками, что немного изнуряет. Я начал подъём достаточно рано, и потому на своём пути встретил огромные толпы туристов.
Очень многие боялись пощекотать себе нервы, сев на самом краю утёса и смотря в бездну
Вид на тот же самый Люсефьорд – Кьераг находится на противоположной стороне. Несмотря на кажущуюся близость этих мест, путь от одной точки к другой занял 2 часа.
Красота! Идеальное место для созерцания красот и расслабления нервных клеток (для тех, у кого они ещё остались).
Здесь также есть ещё одно очень живописное место, откуда открывается лучший вид на утёс. Чтобы подняться к нему, придется приложить физическую силу – туристической тропы к нему нет, придется взбираться по камням.
Вот и обещанный красивый ракурс на кафедру проповедника! Можно заметить большую трещину, как бы разделившую утёс на две части. Но волноваться не о чем-утёс отломится очень нескоро.
На этой вершине никого не было, и я с удовольствием на 3 часа остался наедине со своими мыслями, роящимися в голове: о скоротечности счастья, о переосмыслении, о том, насколько крутой получилась поездка.. И конечно же о том, что всего за 2 недели может произойти то, чего не произойдёт в обычной жизни за 2 года.. Моменты абсолютного счастья и полное нежелание возвращаться в мир рутины. Очень сильно запало в душу гостеприимство Сикко и Моники, хоть наше знакомство и было мимолетным и мы вряд ли когда-то увидимся вновь.
Пусть это будет заключительной фотографией.