Гонка пленокНачало 1970-х стало временем большой гонки технологий — инженеры в авральном режиме предлагали сотни патентов, каждый из которых ставил перед собой одну задачу — принести в каждый дом возможность смотреть видео и перестать зависеть от телевидения. Доступных каналов в то время было гораздо меньше, а возможность увидеть по телевизору полнометражный фильм и вовсе стремилась к нулю. Коммерческая выгода от технологии, способной дать возможность смотреть любое кино дома, была поистине огромна.
Рождение легендыРаботы над созданием технологии домашнего видео одновременно вели сразу несколько крупных игроков — Sony, Grundig и Philips. В рекордно быстрые сроки они вывели на рынок свои форматы — Betamax и Video 2000. Работа над VHS (Video Home System) началась в 1972 году командой бренда JVC под руководством инженера Сидзуо Такано. На рынок новинка попала в 1976 году, мгновенно став хитом продаж. Видеомагнитофон JVC-HR-3300U продавался по всему миру по цене в 70-80 долларов, что было немалой суммой по тем временам. Однако перспектива записывать любимые телепередачи на кассеты соблазнила миллионы покупателей по всему миру.
Патент на успехФормат VHS стал инновационным сразу по многим причинам — для записи пленки тут использовались две наклонные головки, которые позволяли избегать помех и делать картинку более стабильной. Сама конструкция кассеты с пленкой также была новой — в отличие от формата «Бетамакс», в котором был использован механизм заправки магнитной ленты с поворотной платформой, характерный для всех предыдущих кассетных систем, формат VHS основан на новом принципе так называемой М-заправки. Это позволяло держать пленку в постоянном натяжении и избегать разрывов при воспроизведении и перемотке.
Доделки на ходуБлагодаря формату VHS мир узнал, что картинка на телевизоре может быть разной. Европейские и американские стандарты разложения PAL, SECAM и NTSC вынуждали производителей видеомагнитофонов выпускать разные варианты для различных форматов. Отличие заключалось в скорости магнитной ленты и конструкции барабана видеоголовок, установленного под разными углами. В одних аппаратах барабан вращался с частотой 1500 об/мин., а в других — 1800. Частота вращения связана с кадровой частотой записываемых стандартов, поскольку каждый кадр записывается за один оборот барабана.
Позднее скорость записи кадров на пленку легла в основу функций SP и LP — записи на пленке с обычной скоростью и вдвое увеличенному времени записи при замедленной скорости пленки в кассете. Во втором случае качество немного терялось, но позволяло хранить вдвое больше видео. Со временем технология LP легла в основу DV-CAM — самого популярного формата для любительской и профессиональной видеосъемки на кассеты небольшого размера.
Hi-Fi StereoРынок видеопотребления требовал не только хорошей картинки, но и качественного звука. В 1984 году JVC усовершенствовала видеоформат, добавив возможность записи стереозвука на пленку VHS. Технология получила название Hi-Fi Stereo — стандарт звука, означающий, что воспроизводимый аппаратурой звук очень близок к оригиналу. Это стало еще одним доводом в пользу того, чтобы смотреть кино дома.
ВидеоманияРасцвет формата VHS сопровождался бумов роста видеосалонов, прокатов и пиратской видеоиндустрия. Киностудии получили невероятный шанс заработать на тех фильмах, которые не получили успеха в прокате, но вполне подходили для домашнего просмотра. Обороты индустрии стали невероятными — во всем мире продавались десятки миллионов видеомагнитофонов и сотни миллионов видеокассет.
Самые предприимчивые открывали студии видеозаписи на дому — захвату власти в мире VHS пиратами мешал только тот факт, что перезапись с кассеты на кассету вела к неизбежной потере качества. Но даже этот факт не помешал тому, что в течение одного десятилетия VHS полностью перетряхнул мировые понятия об авторском праве и его соблюдении. За время существования формата было продано свыше 900 миллионов видеокассет и это только официальные данные.