В чем секрет привлекательности Pokemon Go? Можно ли было предсказать ее успех?
Психолог Эндрю Пржибильски из Оксфордского института Интернета изучает, какие атрибуты должны быть присущи играм, чтобы те стали успешны. Среди них и верное разделение сложности для игроков, и стоимость, и социальное взаимодействие с другими. Один из важнейших, по его мнению, аспектов успешных игр лежит в «барьере допуска» к приятному времяпрепровождению.
Важная особенность Pokemon Go, например, в том, что она полагается на технологии, которые есть у многих людей и с которыми они хорошо знакомы: смартфон и GPS. Это уже не геокэшинг, к примеру, который требует продвинутого знания GPS и даже специального оборудования.
Много игр, которые были удивительно популярны в прошлом — от «змейки» до Angry Birds, — также сочетали вполне доступный геймплей с технологиями, которые были относительно новыми, но простыми в использовании.
«Люди уже научились, как пользоваться своими телефонами — и как использовать свои тела для Wii Tennis, — объясняет он. — Эта работа уже сделана».
Другой фактор — ностальгия. Хотя многие из нас никогда не играли в предыдущие игры про покемонов, многие фанаты Pokemon Go хранят приятные воспоминания еще с 1996 года, когда серия появилась впервые. Даже тот факт, что люди стали говорить о покемонах больше, чем обычно, пробудила воспоминания среди старых фанатов.
Но для Пржибильского, если игра пытается использовать ностальгию как часть своей привлекательности, она также должна гарантировать новизну и веселье. Pokemon Go, по всей видимости, справилась с этим.
«Единственный способ доставить удовольствие — придать игроку уверенность, дать ему чувство исследования и связать их социально между собой. Если три этих очень важных аспекта выполняются, игра должна преуспеть», говорит он.
В блуждании по городу, между прочим, есть определенный плюс. Все так называемые «покестопы» (где игроки собирают внутриигровые вещи) связаны с определенными предметами искусства, как правило. Многие игроки с удивлением обнаруживают новые «шедевры».
Очевидно, люди были готовы бросить все и поздней ночью отправиться в поисках неуловимого покемона — или даже заниматься этим в самых неожиданных местах, вроде приема у гинеколога или на заседаниях в Госдуме. Pokemon Go стала удивительным феноменом, который неожиданно выявил еще один секрет ее успеха: она прекрасно укладывается в социальные медиа.
В 2013 году британский писатель и телеведущий Чарли Брукер назвал Твиттер одной из 25 видеоигр, которые изменили мир. Но разве Твиттер видеоигра? По логике Брукера, у него есть графический интерфейс и система соперничества (по числу фолловеров, например). Идея того, что социальные медиа это игра или что в них можно поиграть, провокационна. Но посмотрите на Pokemon Go и все станет на свои места. Часть привлекательности этой игры, намеренная или нет, заключается в возможности создания мемов и разделения опыта на различных сайтах, вроде Reddit или того же ВКонтакте.
Таким образом, Pokemon Go разыгрывается не только в официальном приложении, но и в социальных сетях.
Психологи уже начинают понимать, почему использовать соцмедиа так весело, и один аспект, в частности, заключается в возможностях для экспериментов в собственными чувствами. Мы делаем это в реальной жизни, но в онлайн-мире этот процесс будет другим — награды будут другими, друзья или же повышенный уровень вовлеченности в процесс.
Игра поощряет социальное взаимодействие не только с помощью Интернета, но и в реальной жизни: многие игроки сталкиваются между собой на улице во время охоты.
Выходит, Pokemon Go может быть идеальной игрой для века социальных медиа, считает Пржибильски. Использование соцмедиа подготовило нас к такого рода опыту.
«Современная эпоха научила людей играть в Pokemon Go», говорит он.
И в самом деле, процесс игры и разговоры о ней в онлайне отражает суть мантры Марка Цукерберга о том, что социальные медиа должны активировать «бесконтактный обмен» — активность, которая протекает естественным путем и проистекает непосредственно из желаний и необходимостей пользователей.