Подводное происшествие вскоре вызвало интерес как профессиональных дайверов, так и просто любителей острых ощущений. В этом году по приглашению правительства Филиппин съемочная группа подводного фотографа Михаила Семенова побывала на острове Пескадор и сделала удивительные снимки.
«Мы были первой профессиональной командой, которая провела фото- и видеосъемку феномена, – рассказывает Михаил Семенов. – Честно говоря, увиденное произвело шокирующее впечатление. Представьте, колоссальная масса рыбы смыкается у вас над головой и начинает свой танец; под водой наступают сумерки, только выдыхаемый воздух создает световые окна, рыба расступается от пузырей, и на дно падает тонкий луч света, который тут же исчезает».
Благодаря особым сенсорам каждая рыбка чувствует динамику соседей, и перемещение косяка абсолютно синхронно, будто всем действом управляет невидимый режиссер. «Косяк ведет себя как единый организм, за секунду меняя направление движения, и весь шар сардины трансформируется в ленты, или плывущие тучи, или страшные фигуры, в которых просматриваются человеческие лица, – продолжает Михаил. – Рыбки трутся друг о друга, слышится шелест, который усиливается, когда стая начинает перемещаться. От сардин постоянно осыпается чешуя, мерцающая в свете наших съемочных фонарей, что усиливает ошеломляющий эффект».
Сначала сардины боялись лодки и спешили прочь от потенциальной опасности, создавая крупные концентрические круги. Но со временем рыбки привыкли к людям, и дайверам приходилось нырять в «сардиновую ванну».
Ихтиологи и океанографы пока не могут объяснить, чем вызвано «филиппинское скопление» сардин. Промысел тихоокеанской сардины развит у побережий Северной и Южной Америки, Японии, Австралии и Южной Африки. Но у побережья Филиппин ранее обитали только небольшие популяции этой сельдевой рыбы. Ученые из Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии предполагают: появление крупных косяков некоторых промысловых рыб, в том числе и сардин, в неожиданных местах связано с явлением Эль-Ниньо.
Так называется масштабное теплое течение, возникающее в Тихом океане и вызывающее трагические последствия. Теплые воды, бедные планктоном, вытесняют холодные течения, благоприятные для сардины. Холодные течения меняют направление. Сардина предпочитает прохладу и также меняет свой традиционный ареал, следуя за изменившим курс потоком. «Сходное по масштабу перераспределение скоплений сардины было зафиксировано в 1983 году у побережья Перу, – говорит ихтиолог Александр Гречина, – тогда причиной стал катастрофический Эль-Ниньо».
Есть, правда, и другие версии. Некоторые исследователи отмечают, что сардина могла мигрировать, спасаясь от серьезной опасности, например, от китовых акул. Впрочем, этот стратегический ход рыбьего клана совершенно нелогичен: у острова Пескадор акул тоже хватает. И хищники вместе с дайверами охотно разрушают стену аппетитных сардин, которая начинается практически у поверхности воды и заканчивается на глубине 30 метров.
Так что, возможно, стаю рыб просто прибил к филиппинскому побережью сильный прилив. Что-то подобное произошло в марте этого года в калифорнийской гавани Редондо-Бич, но тогда около миллиона рыбок погибло в замкнутом пространстве от недостатка кислорода – филиппинским сардинам повезло больше, и они решили обосноваться на новом месте.
Промысел сардины-сардинопс достигает 500 тысяч тонн в год, причем ловят рыбу не только ради привычных нам консервов: в Европе, например, в супермаркетах можно купить маргарин на сардиньем жире. Объем промысла пока не превышает допустимые нормы, но торнадо из сардин не возникло бы без нарушения экологического равновесия. Может быть, природа посылает людям тревожные знаки, прибегнув к помощи маленьких серебристых рыбок?