1. Сейчас это Раменский район, тогда — Богородский уезд Московской губернии.
До наших дней сохранилось много изделий фарфорового завода, в большинстве случаев с маркой Ивана Нового, братьев Новых и А. В. Новой. Фаянс декорировался печатными рисунками чёрной краской. На изделиях часто изображались портреты царской семьи. Особенно интересны ранние вещи, периода старшего сына Ивана, с жанровыми детскими сценками. В 1848 году заводчик Яков Храпунов женился на Агафье Новой и завод начал именоваться «Фабрикой Храпунова-Новаго в д. Кузяево». В 1856 году здесь работало 45 человек, а в 1884 — уже 285. Росписью посуды занимались местные кустари-живописцы.
После 1918 года завод был национализирован, и продолжил выпуск посуды. Самая массовая продукция в середине XX века — чайные пары с ручной росписью. Многие мастера живописи, начинавшие свою карьеру в Кузяево, позже переходили в ПО «Гжель» и достигали там заметных успехов, например выпускник Абрамцевского художественно-промышленного училища А. Н. Федотов стал главным художником.
Сейчас небольшие площадки на его территории занимают автобаза и производство дачных домиков, всё остальное брошено. Завод состоит из двух основных цехов, проходной, очистных сооружений и двух котельных. Цех обжига был одноэтажным, но имел огромную площадь.
Здесь происходила отливка и последующий отжиг керамических заготовок:
2. До сих пор сохранилось множество форм для заливки, сложенных ровными штабелями. Они представляют собой «негативы» готовых изделий и сделаны из пористого гипса:
3. Первоначально внутрь формы заливалась керамическая паста (шликер), содержавшая воду, каолин (белую глину), кварц и полевой шпат. Гипс впитывал в себя воду из соприкасающихся с ним слоёв пасты, которые в результате затвердевали. Жидкость удаляли, внутри изделия образовывалась полость. Когда через полчаса изделие застывало, его вынимали из формы.
4. Далее слепки помещали в туннельные печи, тянущиеся через полцеха. Это сложенные из кирпича коридоры, в которых при горении топлива (чаще всего — природного газа) достигалась необходимая температура.
5. Изделия в течении 24 часов проходили через три этапа обработки: разогрев, сушка и постепенное охлаждение. Аналогичные печи используются при производстве кирпича.
Согласно специфике производства, в цеху была мощнейшая вентиляция, огромные трубы которой частично сохранились:
6. Обжиг слепков производился в камерных печах фарфорового завода:
7. Печь закрывалась кирпичной дверью весом в несколько тонн. Несмотря на тяжесть дверь поворачивается на массивных петлях даже при небольшом усилии:
8. Процесс обжига происходил при температуре 800-1000°C в течение около 20 часов. Для перемещения заготовок и обожженных изделий использовали специальные тележки:
9. Обожжённые изделия отвозились на дальнюю площадку, откуда на транспортном конвейере они отправлялись в следующий цех.
10. По крытому переходу изделия доставлялись в трёхэтажное здание цеха обработки:
11. Так сегодня переход выглядит изнутри:
12. Заготовки оказывались сразу на верхнем этаже. Отсюда начинался их долгий путь вниз, до ворот отгрузки готовой продукции. Их сгружали с транспортёра, и пустые люльки возвращались обратно в цех обжига:
13. Здесь на полках хранилось множество «негативов» продукции, производимой заводом. Это не только формы для посуды, но и для различных промышленных изделий. Например, для производства изолирующих резиновых перчаток:
14. Прошедшие сортировку изделия на помещались на другой транспортный конвейер. Сквозь проём в перекрытиях конвейер спускался на второй этаж:
15. Второй этаж полностью занимает художественный цех фарфорового завода. Через ползала протянулся ленточный конвейер. Здесь на изделия наносился рисунок. После этого их опускали в раствор глазури (жидкого стекла), стразу впитывавшийся внутрь фарфора.
16. В этих комнатах когда-то сидели мастера-живописцы.
17.
18. Была крошечная химическая лаборатория по получению красок. Сохранилось несколько артефактов того времени.
19.
20. А вот и образцы готовых изделий. Гжельская посуда с фирменным рисунком кобальтовой краской. Кстати, синий цвет рисунок приобретает лишь после обжига, первоначально кобальт черный:
21. По служебной лестнице спускаюсь на первый этаж. Сюда же из художественного цеха приходит лента транспортера.
22. Для высокотемпературного обжига были предусмотрены небольшие электропечи. Внутри камер происходило закрепление глазури. Происходило это при более высоких, чем при обжиге фарфора, температурах — около 1400°C.
23. При температуре около 850°С краска намертво соединялась с глазурью. В отличие от цеха обжига, здесь сохранились практически все коммуникации:
24. Из того зева выезжали готовые чашки и чайнички:
25. Если заглянуть внутрь, становится видно, что конвейер остановили и разобрали прямо с посудой внутри:
26. На складе так и осталась невостребованной последняя партия завёрнутой в бумагу готовой продукции.
27. Был в цеху и зал для партийных или профсоюзных собраний. Осмотрев этот наполненный характерными деталями объект, я покинул территорию фарфорового завода.
28.
29. Это руины фарфорового завода в деревне Кузяево.