1. Темпы создания сериала не совпадают со скоростью работы над сагойПервые два сезона сериала целиком охватывают события «Игры престолов» и «Битвы королей» — первой и второй книги из саги американского писателя Джорджа Мартина «Песнь Льда и Огня», по которой, как известно, снимается сериал. Третий и четвёртый сезоны большей частью основаны на «Буре мечей», третьем романе серии и затрагивают некоторые события четвёртого, под названием «Пир стервятников».
Предполагается, что сага будет состоять из семи романов, однако, на данный момент писатель успел завершить лишь пятый, так что в запасе у создателей сериала часть сюжета четвёртой книги, пятый роман «Танец с драконами» и два ещё не написанных романа — казалось бы, материала навалом, так что беспокоиться не о чем. Однако, если учесть, что работу над «Песнью» Мартин начал ещё в 1991-м, а пятый роман вышел лишь в 2011-м, получается, автор тратил в среднем по четыре года на каждую книгу (над последней Мартин работал около шести лет). Ожидается, что шестой роман (рабочее название — «Ветра зимы») увидит свет в 2015-м году, но скорее всего — несколько позже, ведь сам Джордж в одном из интервью не смог назвать даже приблизительную дату релиза. О выходе последней из книг серии и вовсе говорить пока рано — можно лишь надеяться, что фантасту удастся завершить её к 2020-му.
Съёмки каждого сезона сериала длятся около года, значит премьера пятого должна состояться весной следующего года, при этом поклонникам «Игры» не стоит надеяться на выход шестого раньше 2016-го, а когда начнутся работы над последними двумя сезонами (создатели телесериала утверждают, что восьмой станет финальным), вероятно, известно лишь ясновидящим. В любом случае, чтобы узнать, чем закончиться сериал, придётся ждать как минимум, пять-шесть лет — за это время многие фэны могут потерять интерес к телевизионному «долгострою».
2. Затраты на создание сериалаПонятно, что работа над кино-эпопеей с огромным числом главных и второстепенных персонажей в тщательно проработанных костюмах и множеством батальных сцен обходятся недёшево — первый сезон стоил около $60 млн, а повышение зрелищности следующих сезонов потребовало ещё больших трат. География съёмок охватывает Исландию, Северную Ирландию, Мальту, Хорватию и Марокко — создатели «Игры» готовы пойти на всё, чтобы найти потрясающе красивые пейзажи, которые так нравятся телезрителям.
На одну только серию «Черноводная» с битвой у Королевской гавани было потрачено более $8 млн, при том, что само сражение описано далеко не так подробно и красочно, как у Мартина. В ходе съёмок эпизода «Дозорные на Стене» (где изображён штурм Чёрного замка) подобных издержек удалось избежать только благодаря различным хитростям, вроде использования самого большого в Европе зелёного фонового экрана, который применяется для совмещения изображений при создании фильмов.
Телеканал HBO не в первый раз сталкивается с фантастической величины расходами на производство своих сериалов — так, съёмки «Рима», ставшего одним из самых успешных проектов подобного рода в истории кинематографа, были прекращены именно по причине их сумасшедшей дороговизны. Общий бюджет двух сезонов «Рима» составил более $100 млн, однако сейчас примерно столько же HBO тратит на каждый сезон «Игры Престолов», при этом, если учесть неизбежное падение интереса к фэнтези-сериалу во время долгих перерывов между сезонами, в итоге «Игра» может оказаться убыточной.
Джордж Мартин предлагал создателям «Игры» включить в сюжет несколько других его произведений, не связанных с вселенной «Песни Льда и Огня», чтобы съёмки не останавливались во время работы над книгами, но вряд ли поклонников порадует тот факт, что к десяткам действующих лиц сериала, имена которых и так нелегко запомнить, добавятся ещё несколько.
3. Дети-актёрыВ сериале и в реальности время движется с разной скоростью, а съёмки ведутся уже довольно долго, поэтому актёры, которые по сюжеты должны быть детьми, на деле уже превратились в юношей и девушек — например, Айзеку Хэмпстед-Райту, на экране играющему 7-летнего Брана Старка, в этом году исполнилось 15.
Из-за разительного отличия между актёром и его персонажем создатели «Игры» вынуждены идти на хитрости и различными способами скрывать истинные габариты «маленького мальчика». Так как Бран был сброшен с башни и у него отказали ноги, персонажа не нужно было снимать стоя, кроме того, нижняя половина его тела почти всегда чем-то накрыта. Также, Айзек старается говорить высоким голосом, что не так-то просто, ведь в период полового созревания у всех мальчишек «ломается» тембр.
Похожие проблемы и у исполнительницы роли Арьи Старк актрисы Мэйси Уильямс: 17-летней девушке необходимо выглядеть на 14, так что у продюсеров сериала остаётся всё меньше времени, чтобы решить нелёгкую задачу — продолжать основательно гримировать Уильямс и одевать её в специальные костюмы, зрительно уменьшающие рост, «убить» Арью, или «причинить ей тяжкое увечье», как в случае с Браном.
4. Поклонники могут повлиять на сюжетСреднестатистический поклонник сериала склонен относиться к многочисленным жестоким убийствам, которыми изобилует сюжет, с мужеством и стойкостью старого вояки, прошедшего не одну «горячую точку», но готового схватиться за пистолет, если в очередном сезоне нет его любимого персонажа или развития одной из сюжетных линий. Автор первоисточника может прекратить существование, скажем, Тириона Ланнистера в любой момент, но в таком случае канал HBO потерпит значительные убытки, ведь без потрясающего Питера Динклэйджа очарование «Игры» будет неполным и сериал наверняка потеряет множество зрителей.
Как говорил сир Киван Ланнистер: «Человек, который сражается из-за денег, верен лишь собственному кошельку». Консерватизм фэнов и коммерческий фактор сослужили экранизации «Песни Льда и Огня» недобрую службу — сценаристы стали потакать вкусам зрителей, что заметно притупило остроту интриги первоисточника. Именно это произошло при адаптации четвёртой книги серии — создатели «Игры» решили, что совершенно новые персонажи катастрофическим образом скажутся на рейтингах, поэтому часть сюжетных линий «Пира стервятников» объединили с «Бурей мечей», где были знакомые и полюбившиеся массовому зрителю лица. Героев, которые показались продюсерам несущественными для основного сюжета, убрали, как и часть эпизодов, что позволило уложиться в жёсткие временные рамки сериала. Проблема в том, что продюсеры далеко не всегда представляют себе логику развития сюжета и не понимают, что «побочные» сюжетные линии зачастую очень важны для обоснования поступков персонажей.
Если Джордж Мартин не успеет поставить точку в последней строке седьмого романа до того, как завершится работа над сериалом, есть большая вероятность, что телевизионщики вовсю начнут додумывать свои сюжетные ходы-то есть, попросту говоря, нести отсебятину, бесконечно далёкую от замысла автора.
Конечно, экранизации литературных произведений практически всегда отличаются от первоисточников некоторыми деталями, а иногда и поворотами сюжета, но в случае с таким эпохальным трудом, как «Песнь Льда и Огня» вольности сценаристов можно назвать кощунством. Например, если в конце сериала Тирион и Джейме объединятся, чтобы спасти королевство, а в финале книги будет ясно написано, что их обоих сожрал дракон, это будет трагедия, сравнимая с Красной свадьбой — истинные ценители творчества Джорджа Мартина меня поймут.