Майкл Джексон как никто другой умел превращать славу в деньги. Именно этому посвящена книга Michael Jackson, Inc. — первая бизнес-биография короля поп-музыки. За карьеру он заработал около $1,1 млрд, или почти $2 млрд с учетом инфляции.
Если сложить доходы Jay-Z, Тэйлор Свифт и Канье Уэста с 2009 года, получится $544 млн. Сумма впечатляющая, но Джексону за тот же период удалось заработать больше всех троих вместе взятых, несмотря на то, что автор Thriller умер пять лет назад, — $700 млн. Никто из мировых знаменитостей, живых или мертвых, не может и приблизиться к королю поп-музыки. Первый посмертный альбом Джексона Xscape дебютировал в чарте Billboard на втором месте, а несколько недель спустя «дух» певца, его голограмма, лунной походкой поднимался на сцену Billboard Music Awards. «Он был эталоном суперзвезды, — говорит рэпер Кристофер Ludacris Бриджес в интервью для Michael Jackson, Inc. — Когда слушаешь его песни, чувствуешь неуловимую энергию. Это невозможно описать словами».
Джексон меняет представление о том, чего может достичь звезда спустя годы после окончания карьеры (и даже жизни). У доходов короля поп-музыки несколько источников — от традиционных до революционных.
Во-первых, это, конечно, его музыка. Сразу же после смерти творческое наследие певца вернулось в плотную ротацию на радиостанциях и музыкальных каналах, а миллионы фанатов бросились скачивать записи в онлайн-магазинах. К концу 2013 года только в США альбомы Джексона разошлись тиражом 8, 3 млн экземпляров, что примерно вдвое больше идущей следом кантри-принцессы Тейлор Свифт. Причем на один проданный в Штатах экземпляр пластинки покойного исполнителя пришлось две, проданных за пределами США.
Этот ажиотаж подтолкнул студию Sony к заключению нового десятилетнего контракта с наследниками Джексона на $250 000 — самого крупного в истории в своем роде. Соглашение распространяется на все посмертные альбомы, которые станут фундаментом стратегии позиционирования короля поп-музыки. Новые записи — ключ к успешной «жизни после смерти» для любого артиста.
«
Они больше не дают концертов или интервью, — комментирует Дональд Дэвид, юрист, представляющий интересы Тупака Шакура после смерти. — Так что секрет в том, как сделать так, чтобы умершая знаменитость оставалась в сознании людей».
В этой логике Джексон подтвердил оба титула, присвоенных ему представлениями Cirque du Soleil: остался Бессмертным (шоу Immortal) и Единственным (шоу One). Одни только доходы Immortal с момента запуска в 2011 году превысили $300 млн.
Другие источники заработков Джексона после смерти — многомиллионный контракт с Pepsi, игра от Ubisoft и фильм-концерт «Вот и все», глобальные кассовые сборы которого превысили $260 млн.
Но ключевую роль в посмертном финансовом успехе сыграло недооцененное бизнес-чутье певца. В 1985 году он купил 50% акций музыкального каталога Sony/ATV, который по сей день приносит наследникам исполнителя восьмизначные дивиденды. Авторские права Джексона, которые он прозорливо оберегал на протяжении всей карьеры, тоже дают ежегодный миллионный доход.
«
Майкл Джексон мыслил как настоящий предприниматель каждый раз, когда добавлял к своим активам новый бизнес, — рассказывает Кевин Лилз, бывший директор лейбла Def Jam. — Как будто существовала частная акционерная компания под названием Michael Jackson, Inc». Jay-Z, Тейлор Свифт, Канье Уэсту и всем остальным звездам стоит взять эти слова на заметку.