«Из машины»Наряду с «Безумным Максом: Дорога ярости» (который мне не очень понравился), британский триллер «Из машины» (который мне понравился гораздо больше) стал самым признанным критиками научно-фантастическим фильмом. Главную роль в фильме исполнила Алисия Викандер (Ава) — продвинутый искусственный интеллект в физической форме, практически неотличимый от человека робот-гуманоид.
Благодаря сюжетной линии современного Франкенштейна, «Из машины» поднимает вопросы о бунте искусственного интеллекта — и эта научно-фантастическая повестка хорошо известна. Однако фильм обновляет стандартный шаблон элементами гендерной политики, психологии человека и критики технологической отрасли. Герой Оскара Айзека — чудаковатый миллионер с Большими Планами — кажется ужасно знакомым и представляет собой новый тип безумного ученого 21 века.
«Марсианин»Копните архивы — и увидите, что от большинства фантастических фильмов веет отчаянием и безнадегой. Обычно наши герои борются с какой-то надвигающейся угрозой — технологической, экологической или инопланетной — на фоне будущего, где шансы человечества кажутся довольно мрачными. Зачастую к неразрешимой дилемме приводят наши собственные решения, и все эти истории пропитаны страхом и горьким сожалением.
С фильмом «Марсианин» режиссер Ридли Скотт сделал разворот в другую сторону. Фильм разворачивается в обозримом будущем, в нем представлена совершенно здоровая американская космическая программа, в рамках которой NASA регулярно отправляет пилотируемые миссии по Солнечной системе. Астронавт Марк Уотни (Мэтт Дэймон) сталкивается с кучей проблем на Марсе, но постепенно с ними справляется, благодаря науке и человеческой изобретательности.
«Марсианин» — это фильм о надежде, который возвращает нас к золотой фантастике 50-х и 60-х годов, когда побеждали умные мужики и наука всегда была на коне.
«Безумный Макс»Общепризнанно лучшим фантастическим фильмом года стал перезапуск знаменитой франшизы австралийского постапокалипсиса Джорджа Миллера. «Безумный Макс: Дорога ярости» это, как ни крути, чудесное визуальное повествование — этот фильм можно смотреть без звука, все будет понятно. По сути, это одна большая сцена погони, выполненная прекрасной и безумной кистью художественного дизайна.
Культурные проблемы фильма проявляются где-то на фоне, мы узнаем о массовом экологическом коллапсе и последующих войнах за ресурсы, которые привели к апокалипсису. В мире «Безумного Макса» наши экологические опасения привязаны к ржавому нефтяному танкеру в бесплодных землях. «Дорога ярости» — это радикальный фантастический фильм. Он страшный и должен быть таким.
«Альтрон»Между тем, где-то во вселенной комиксов, ведущая франшиза Marvel возвращается с важным и коммерческим успехом: «Мстители: Эра Альтрона». В очередной раз злобный искусственный интеллект поднимает свою унизанную микросхемами уродливую голову, когда враждебный Альтрон бросает вызов могущественным героям Земли.
Режиссер Джосс Уидон известен своими вставками игривых диверсий в попкультурные творения, и «Альтрон» не исключение. Обратите внимание, как злобный ИИ возникает не из-за каких-то схем суперзлодея, а скорее из благих намерений программы глобального наблюдения для защиты жителей Земли. Что примечательно, похожий сценарий наблюдается и в последнем фильме про агента 007 «Спектр». Опасности технологий слежки отчетливо проявляются в нашем коллективном сознании — по крайней мере в кино.
«Лазарь»Немного недооцененный триллер, который балансирует на грани между научной фантастикой и ужасами, «Эффект Лазаря» не создал какого-то шума, появившись на экранах в феврале. Но любителям, так скажем, теоретической фантастики он может понравиться. Соль: исследователи биотехнологий разрабатывают прорывной медицинский метод под кодовым названием «Лазарь», который может возвращать людей из мертвых.
Предсказуемо возникают экзистенциальные проблемы, и достаточно скоро секретная лаборатория утопает в крови. Но если смотреть между строк, эта история поднимает жуткие вопросы о медицинских методах, биоэтике и проблемах конца жизни. Современная медицина выявила, что смерть — это процесс, которым можно манипулировать. Стоит ли беспокоиться об этом? Определенно, да.
«Звездные войны»Ну и, конечно, как же не сказать о самом скромном мероприятии 2015 года в исполнении Disney и Lucasarts: «Звездные войны: Пробуждение силы». На метауровне этот фильм сложно назвать прямым спекулированием на тему современных технологий — ведь все происходило давным-давно, в одной далекой-далекой галактике. Да и, в конце концов, «Звездные войны» всегда были звездной сагой, а не твердым скай-фаем.
Но заинтересованные в «гуманитарных науках» вроде социологии и антропологии могут многое для себя почерпнуть. Этот фильм по сути шедевральный пример работы мифологии — как мы пересказываем себе одну и ту же историю, снова и снова, в разное время и в разных местах. Можно также найти интересные темы фашизма и феминизма.
Что касается фильмов второго эшелона, этот год тоже был богат хорошими примерами. Если интересует тема взаимодействия человека и машины, можно обратиться к «Терминатору: Генезис». Если генная инженерия — «Парк Юрского периода». Если социальная инженерия, было много подростковых фильмов вроде «Голодных игр», «Бегущего в лабиринте» и «Дивергента» (осторожно, возможна передозировка). Антиутопия для подростков, по-видимому, никогда не выйдет из моды. А, ну и не забудьте посмотреть «Человека-муравья», он клевый.