Игра в мяч. Один из самых известных ритуалов мая — это игра в мяч. Две команды, в каждой из которых было по 7 человек, собирались на большом поле и старались забросить специальный каучуковый мяч в кольцо. Конечно же, это было не простое спортивное состязание, а настоящий религиозный ритуал, в котором всё было чётко регламентировано. Поле — размером 180 на 120 метров, кольца на высоте 4 метров, мяч, который в этой игре символизировал солнце, нельзя было трогать кистями рук и ступнями. Играли плечами, корпусом, головой, бёдрами, а также используя специальные биты. Условия очень сложные, поэтому и игры длились по 3—4 дня без перерыва. Игра превращалась как только первый мяч был заброшен в кольцо. Завершалось этой действо, как водится, жертвоприношениями. Майя обходились животными, но пришедшие позднее им на смену воинственные племена тольтеков, разработали свою систему, согласно которой капитан проигравшей команды отрубал голову игроку, забившему мяч. Всё по справедливости — к богам отправляли только самых достойных.
Танец огненного очищения. Гуманных ритуалов, в которых обходились без убийств или увечий у майя было не так много, и этот танц огненного очищения — один из них. Наверное поэтому его проводили не так часто, только в те года, которые жрецы объявляли наиболее несчастливыми и опасными. Церемония начиналась глубокой ночью. Сначала в просторном, специально отведённом для этого месте, устраивали большой костёр, вокруг которого начинался ритуальный танец. Позже, когда от костра оставались только раскалённые угли, их разбрасывали вокруг и наступала кульминация ритуала: завершить танец нужно было на этих углях. Ну а возглавлял эту процессию босоногих индейцев — непосредственно сам верховный жрец.
Обряд «нанизывания». Человеческая кровь в культуре и религии майя играла особую роль, поэтому были очень распространены ритуальные кровопускания, которые, кстати, не всегда предполагали смерть жертвы. Ритуал «нанизывания» можно назвать самым необычным вариантом несмертельного ритуального кровопускания у майя. Суть его заключалась в том, что все мужчины одного рода, собравшись в храме, поочерёдно протыкали острым шипом свои пенисы, а через проделанные отверстия продевали шнурок или верёвку. Одну общую на всех. По представлениям майя, в крови находились душа и жизненная энергия. Оказавшись таким образом «нанизанными» на пропитанную общей кровью верёвку, они символизировали единение со своими божественными предками. Примечательно, что позже этот обряд стал практиковаться и среди женщин. Они прокалывали себе языки.
Жертвы богу дождя. Чак, или Тлалок — один из наиболее значимых богов майя, который напрямую связан с дождём и грозой. Согласно верованиям индейцев, жертвы должны были умилостивить этого бога, чтобы тот послал людям дождь. А сложность заключалась в том, что бога, как считали майя, питали особую слабость к существам небольшого размера, поэтому основную часть жертвоприношений, согласно найденным в раскопках останкам, составляли дети от 3 до 11 лет. Индейцы были уверены, что, жертвуя жизнями некоторых, они сохраняли жизнь в целом. В ходе ритуала дети сбрасывались в считавшиеся священными карстовые колодцы, наполненные водой, которые обычно образуются при провале свода пещеры. Многих из детей бросали в колодец еще живыми, другие же подвергались различной ритуальной «обработке», прежде чем быть предложенными богам: с некоторых жертв жрецы снимали кожу, некоторых расчленяли.
Обряд «души-крови». Для этого обряда годились не все подряд, а только лишь невинные юноши, поскольку жрецам была важна чистота «души-крови». Жертву привязывали к столбу на площади и расстреливали либо копьями, либо из луков, как мишень. При этом строжайше запрещалось наносить ему смертельные раны. Жертва должна была умирать долго и мучительно от общей потери крови. Считалось, что именно с вытекающей кровью душа «улетает» к богу.
Восхождение в небесную мерзлоту. Ритуал особо популярный у горных племён Анд. Заключался он в том, чтобы доставить жертву на вершину горы, в область вечной мерзлоты, чтобы там ещё живым поместить его в склеп, в котором он умрёт от холода. Сама жертва при этом находится под действием одурманивающих средств и умирает ещё даже не успев прийти в себя. Чаще всего подобным образом в жертву приносили пленников, захваченных во время войны. Однако особо доверенными посланниками к богам-предкам могли стать лишь специально отобранные, красивые дети — лишенные физических недостатков и не достигшие половой зрелости.
Церемониальные жертвоприношения. Те самые, которые так широко освещены и в фильмах, и в книгах, и даже в комиксах. Жертвоприношения совершались только в исключительных случаях: эпидемии, распри, засухи, начало или окончание войны. На вершине храма верховный жрец обмазывал человека, предназначенного в жертву священной краской, а на голову ему надевал высокий жертвенный колпак. Далее, четверо ближайших помощников священнослужителя крепко держали жертву, а сам жрец зазубренным ножом вскрывал ей грудь и доставал живое сердце. Сделать это нужно было крайне быстро и очень точно, чтобы успеть поднести к статуи божества ещё бьющееся сердце, пока «не отлетела душа». В это время бездыханное тело жертвы по ступеням пирамиды катилось вниз. Там уже другие служители должны были снять с трупа кожу, всю, кроме ступней и кистей рук. Сняв ритуальные одеяния, жрец «надевал» на себя эту кожу и в таком виде возглавлял ритуальный танец.
Перенять силу. Жертвами подобных ритуалов становились самые разные люди: достойнейшие представители племени, пленные, захваченные в боях, великие воины, прославившие своё имя. Тела пленных и рабов после церемонии было принято сжигать. А вот с воинами поступали по другому. Майя верили, что лучшие качества человека — сила, мужество, отвага, могут передавать через его плоть. Поэтому в случаях, когда в жертву приносили отважных воинов, обряд заканчивался ритуальным каннибализмом. Ещё большей жестокостью отличались племена Анд. Там достойного избранника своего рода обнажённым привязывали к столбу и, разрезая его на куски, тут же поедали его плоть. В результате страдалец как его заживо съедали другие, хороня его в своих утробах. Но самым главным для жертвы было не выказать во время ритуала своих страданий. Только тогда его кости размещали в расщелинах гор и поклонялись им как святыне. В противном случае, если у несчастного «вырывался стон или вздох», то кости его с презрением ломали и выбрасывали.
Уплощение головы. Майя придерживались весьма своеобразных эталонов красоты. Идеальным у них считался череп максимально плоской формы, и для этого они были готовы на всё. Существовал специальны обычай, сутью которого было именно придание плоской формы черепам младенцев, с помощью крепко стянутых верёвками дощечек. Процесс этот был весьма болезненным и нередко заканчивался даже гибелью ребёнка.