Эти фильмы задумывались как реальные проекты, которые по тем или иным причинам не смогли воплотиться в реальности. Впрочем, тут все упирается не только в жизненные обстоятельства, но и в творческие преграды. Так, к примеру, сам Дали отказался снимать кино, сочтя его «слишком сюрреалистичным», а Хичкок отказался от фильма, обьясняя это тем, что он «слишком страшный». Наш материал — о пяти громких проектах великих режиссеров, которые никогда не увидят большие экраны.
Giraffes on Horseback Salad
Сальвадор ДалиПосетив Лос-Анджелес в 1937 году, художник Сальвадор Дали был поражен номерами влиятельного комедийного квинтета «Братья Маркс», которые возвели пощечины и метания тортов на невиданный ранее в Голливуде уровень. Вдохновившись водевилями и заручившись поддержкой актеров, Дали сел за сценарий для совместного фильма. В итоге появился текст, где трое мужчин сшиты в одну женщину, гномы купают белоснежных бабочек, а жирафы пылают синим пламенем. Действие происходит в пустыне, которая в финале превращается в арену боевых действий «всех против всех», а герои отращивают бороды, пересаживаются на велосипеды и запасаются камнями. «Это невозможно сыграть. Слишком сюрреалистическое», — гласила приписка Граучо Маркса на сценарии, за которым последовало расторжение контракта между Дали и «братьями».
Kaleidoscope
Альфред ХичкокСразу после выхода триллера «Тень сомнения», режиссер Альфред Хичкок начал искать возможности для создания приквела картины. Пока идея лежала в ящике, кинематограф 1960-х заполонили европейские фильмы новой волны, отображающие провокационные тогда взгляды на сексуальность, расу и образ жизни. В 1967 году Хичкок возвращается к сценарию, называет его «Калейдоскоп» и заключает контракт с Universal/MGM.
В основу сюжета легла гротескная история любви спортсмена Уильяма Купера, чьи отношения с тремя женщинами отравлены приступами психопатии и некрофилии. Обнаженные девушки и насилие не беспокоили спонсоров, пока Хичкок не заговорил о неореализме и необходимости съемки на улицах, а не в павильоне. Доподлинно неизвестно, что именно послужило причиной расторжения отношений со студией, но кинокритики выдвигают 2 самые вероятные версии — бюджет, который по тем временам требовал больше миллиона долларов, или излишняя кровавость, поскольку каждой сцене убийств отводилось не меньше 12 страниц.
«Попытка Хичкока отойти от привычного амплуа была жестоко пресечена, поскольку новый фильм мог разрушить его карьеру, а значит принести студии убытки», — позже написал в мемуарах один из членов Совета директоров компании.
Ronnie Rocket
Дэвид ЛинчВ шорт-листе режиссера Дэвида Линча много странных фильмов, но Ronnie Rocket превзошел бы их все. Задуманный одновременно с дебютной работой «Голова-ластик», Ronnie Rocket был слишком амбициозным и сложным проектом для начинающего режиссера. Это касалось даже визуализации главного героя Рональда Дэ Арта, который должен был быть высок, рыж и сверкать током 60 раз в секунду.
«Кромешная тьма, за черными шторами скрывается сцена. После их открытия в зал врывается 200-футовая стена огня, в которой жарятся тысячи душ. Молча. Слышен только рев пламени», — такими словами начинался сценарий, в который Линч верил даже в 90-е, когда оглашал список возможных актеров — Деннис Хоппер, Изабелла Росселини и Майкл Джей Андерсон.
По сути, история напоминает о чудовище Франкенштейна, которого ученые-самоучки пытаются переделать в «привлекательного мужчину». Однако сценарий изобилует и более странными образами и сюжетными линиями. Так, в одном эпизоде местный детектив вступает в схватку с «человеком-пончиком», а в другой момент Ронни вынужден колоть себя вязальными спицами, чтобы не потерять «искру жизни». И всё это в духе рок-н-ролльного мюзикла с песнями и научными отступлениями.
Moon Over Miami
Луи МальВ начале 80-х Америку потряс крупный коррупционный скандал, в результате которого многие члены правительства оказались за решеткой. В ходе секретной операции ЦРУ была придумана компания Abdul Enterprises и ее глава, некий шейх Абдул Рахман, деньги от которого сенаторы и парламентеры спокойно получали за незаконные политические одолжения и прочие махинации. «Дело Абскама» стало первой антикоррупционной кампанией такого масштаба, ударившей по высшим эшелонам власти и всерьез испугавшей обитателей Капитолийского холма.
Вскоре после того, как дело отшумело в суде, этим сюжетом заинтересовался французский режиссер Луи Маль, снимавший в диапазоне от романтических комедий до серьезных интеллектуальных картин. В «деле Абскама» он видел огромный кинематографический потенциал для едкой детективной сатиры. На главные роли Маль планировал пригласить Джона Белуши и Дэна Экройда, актерский дуэт которых в фильме «Братья Блюз» 1981 года имел невероятный успех.
Картина «Луна над Майами» могла бы стать не меньшим хитом, если бы не внезапная смерть Джона Белуши от передозировки кокаином и героином в отеле Шато-Мормон на Сансет-бульваре. После этого проект быстро пошел ко дну.
Megalopolis
Фрэнсис Форд КопполаФрэнсис Форд Коппола создал 212-страничный сценарий еще в 1984 году, но недавний выход «Апокалипсиса сегодня» отбил у него желание снимать антиутопии почти на 20 лет. На другой раз в судьбу картины вмешалась реальность, когда в разгар съемок городской натуры произошла трагедия 11 сентября 2001 года. После чего режиссер окончательно отказался от дальнейших попыток доделать «Мегаполис».
«Я бы не стал утверждать о каком-то пророчестве в сценарии. Текст написан много лет назад и под место действия подошла бы любая столица, однако для меня это может быть только тот Нью-Йорк, каким я его видел до трагедии. Теперь всё изменилось и я не буду испытывать судьбу», — прокомментировал прекращение съемок Коппола.
Придерживаясь творческой традиции Копполы, Megalopolis должен был стать научно-фантастической сагой о крестовом походе человека против города-монстра, каким в будущем стало Большое яблоко. Среди других персонажей мэр и архитектор, которые борются за право возвести себе памятник на месте городских трущоб. По слухам, главные роли в масштабном проекте получили Николас Кейдж, Ума Турман и Роберт Де Ниро.